Проект «Бизнес-класс школьника»
Проект направлен на углубленное знакомство школьников с профессией предприниматель.
Программа профориентации школьников начинается с 9 класса, и к примеру в Тольятти, предполагает выделение 68 часов из внеурочных занятий (Приказ Департамента образования Администрации г. о. Тольятти от 09.09.2019 № 287-пк/3.2 «Об организации предпрофильной подготовки»), из них на посещение одного практико-ориентированного курса — всего 8 часов. Из 38 учебных заведений города участвующих в программе профориентации школьников, только два знакомят с профессией «предприниматель» (курсы «Технологическое предпринимательство» и «Я-предприниматель»), к примеру курсов по теме «банки» — 5.
Созданный в процессе реализации проекта бесплатный 32-часовой интернет-курс «Бизнес-класс школьника» будет способствовать:
а) расширению аудитории школьников в знакомстве с предпринимательской деятельностью;
б) пониманию идеологии бизнеса основанной на правилах проектной деятельности и практиках успешных предпринимателей моногорода
Второе направление проекта особенно актуально, т. к. внеклассные занятия по предпринимательству в рамках профориентации готовят преподаватели далекие от бизнес-практики и зачастую, достаточно вольно трактующие идеологию предпринимательства основываясь на формулировке Налогового Кодекса РФ, которая отражает лишь предмет налогообложения — прибыль. И примеров такой вольной трактовки в Интернете достаточно, например «Основы предпринимательства для школьников. 9 класс» — http://simonov.sch612.edusite.ru/biznes-plan-uroki.pdf или «Основы предпринимательства» — https://urok.1sept.ru/статьи/627169/ объясняющие цель предпринимательской деятельности как исключительно получение прибыли. А ведь в короткой перспективе предпринимательская деятельность может быть и убыточной, не говоря о том, что может быть и бесприбыльной. Преподаватели готовящие учебный материал должны понимать разницу между целями и задачами бизнеса: Предпринимательская деятельность основывается на планировании бизнес-процессов (бизнес-плане), которые в своей основе должны базироваться на понимании правил проектной деятельности, которые в свою очередь разъясняют, что получение прибыли или быть рентабельным, это одна из задач, а не цель предпринимательской деятельности.
К примеру, миссию предпринимательства можно сформулировать как «Повышение уровня жизни общества или улучшение производственных процессов через производство и/или реализацию конкурентоспособных товаров или услуг», и целю такой деятельности, например у «магазина шаговой доступности», может быть «Экономия времени у жителей близлежащих домов при удовлетворении потребности в товарах ежедневного спроса». А вот с каким сервисом, по какой цене и какими товарами будут обеспечиваться жители, определят задачи.
А так выглядит идеология, когда целью является получение прибыли: «Увеличение капитала через производство и/или реализацию конкурентоспособных товаров и/или услуг», и целью работы нашего магазина шаговой доступности станет: «Получение прибыли при обеспечении товарами ежедневного спроса жителей близлежащих домов». Вроде бы одно и тоже, только в этом случае во главе угла стоят деньги, а не человек. Другими словами, если цель — получение прибыли, то задачи деятельности будут определять минимизацию расходов и увеличение добавленной стоимости, что противоречит самой идеи расширению ассортимента товаров или развитию сервиса, и как следствие, например, агрессивное продвижение товаров по завышенным ценам, товаров сомнительного качества или сомнительных потребительских свойств (а ведь как говорится, хороший товар в рекламе не нуждается), что в конечном итоге, как минимум не способствует развитию бизнеса магазина шаговой доступности, и как максимум — ведет к его закрытию.
Это не значит, что цель «получение прибыли» не имеет места в нашей жизни, но мы и имеем порой грязные такси, просроченные товары в магазинах и бытовые приборы с гарантией не более 1 года (а к примеру у автора проекта, «советский» холодильник марки «Орск» который был сделан с целью повышения качества жизни населения, в 2020 году на даче отметил 48-летие 🙂
В рамках проекта будет разработана программа бесплатного интернет-курса углубленного самостоятельного изучения школьниками 9-11 классов основ предпринимательства и проектной деятельности, как основы бизнес-планирования и знакомства с профессией «предприниматель». Для этого к разработке адаптированного для школьников интернет-курса привлекаются эксперты и специалисты кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинского гос. университета и ТПП г.Тольятти. Заинтересованным партнером в реализации проекта также выступает Департамент образования Администрации г.о.Тольятти.
Письма партнеров проекта:
Департамент образования Администрации г.о.Тольятти
Тольяттинский Государственный Университет
Торгово-промышленная палата г.Тольятти
Мы считаем, что предпринимательский талант можно развить у школьника, когда поиск ниши на рынке им будет рассматриваться через призму улучшения качества жизни окружающих, а не с помощью калькулятора в руках!
Сроки реализации: ноябрь 2020 — апрель 2022 года.
Проект получил поддержку Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области. (сумма субсидии 997 951 рубль)
Сайт курса: http://бизнес-класс63.рф